Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

бранкузи константин

Энциклопедический словарь

БРАНКУЗИ Константин - БРАНКУ́ЗИ (Брынкуши) (Brancusi) Константин (1876-1957), румынский скульптор-абстракционист (см. АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО) . В 1902 переехал из Румынии в Мюнхен, затем, в 1904 - в Париж. Создавал по несколько вариантов одного сюжета, объединяя их в группы («Поцелуй», 1910-21; «Рыба», 1924-30). На творчестве Бранкузи отразился интерес к примитивной скульптуре африканских народов.

* * *

БРАНКУ́ЗИ (Брынкуши) (Brancusi) Константин (19 февраля 1876, Хобица, Румыния - 16 марта 1957, Париж), румынский скульптор.

Пешком в Париж

Родился в румынской деревеньке у подножия Карпат в многодетной семье. В 12 лет ушел из дома, работал разносчиком, официантом, отдавая свободное время занятиям искусством и ремеслами (сам смастерил скрипку). Окончил школу искусств и ремесел в г. Крайова, а затем изучал скульптуру в Государственном институте изящных искусств в Бухаресте. В 1904 пешком добрался до Парижа, где жил на случайные заработки и продолжал профессиональное образование: посещал занятия в Государственном институте искусств, участвовал в выставках молодых художников, в течение двух месяцев работал в мастерской великого Огюста Родена (см. РОДЕН Огюст) (1907). На ранней стадии творчества создавал реалистические портреты (камень, гипс), однако вскоре увлекся стилем модерн (см. МОДЕРН), декоративизмом формы, передачей светотеневой вибрации.

Вперед к архаике

В 1907 в искусстве Бранкузи произошел перелом: от техники ваяния по моделям он перешел к непосредственной работе в материале (камень и дерево), а от реалистического портретирования - к отвлеченным темам и геометризированным формам. Скульптура «Мольба» (1907), где лапидарность силуэта сочетается с конструктивностью композиции, - дань Родену и одновременно отказ от его наставлений. Скульптура «Поцелуй» (1907) явилась, по признанию Бранкузи, его «путем в Дамаск»: став своеобразным логотипом творчества мастера, она обозначила разрыв как с академической традицией, так и с искусством рубежа веков: целующаяся пара в виде малорасчлененного блока известняка с прорисью на нем волос и глаз заложила основы авангардного языка в европейской скульптуре. Интерес к геометрически упрощенной, восходящей к архаике форме и емкая образность, проявившиеся в этом произведении, стали характерными чертами искусства Бранкузи.

Гармония формы и мотива

С конца 1910-х годов время для скульптора словно застыло. Он восприимчив к художественным веяниям 1910-х годов - расчленению композиции, интересу к неолиту и африканской скульптуре, к народному примитиву. Вместе с тем, не отдаляясь от современников и участвуя в бурной парижской жизни (на выставке Салона Независимых в 1920 в Париже изображенная в виде фаллоса (см. ФАЛЛОС) «Принцесса Х» вызвала общественный скандал), Бранкузи выработал самобытный язык, внепрограммный и внестилевой, хранящий дух древнего мастерства, и совершил прорыв в понимании скульптуры. Отвлеченный облик его произведений основан как на органике природы (округлые формы, лапидарный силуэт), так и на принципах классической тектоники (золотое сечение (см. ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ)). Мифопоэтическая насыщенность образа вырастает из логики формы и опирается на глубинную суть материала.

На протяжении всего творческого пути Бранкузи работал над несколькими циклами и создавал реплики одной и той же композиции в разных материалах (дерево, мрамор, бронза), меняя лишь детали, масштаб и постаменты. Среди излюбленных тем Бранкузи - абстрактные женские портреты («Мадемуазель Погани», «Спящая Муза»), эротика («Поцелуй», «Принцесса Х»), персонажи сказок и античной мифологии («Леда», «Прометей», «Жар-птица», «Ведьма»), библейские сюжеты («Адам и Ева»), животный мир («Птица», «Рыба», «Тюлень», «Черепаха», «Петух»). Один из шедевров мастера - «Бесконечная колонна» - выявляет его приверженность утопическому идеализму авангарда (см. АВАНГАРДИЗМ).

Всю жизнь проживший в Париже, Бранкузи всегда оставался верен естественной красоте народного румынского промысла - резьбе по дереву, отношению к скульптуре как вещи, одухотворяя ее утилитаризм. На своей родине в Румынии мастер воздвиг ансамбль в г. Тыргу-Жиу (1937), в монументальной форме обобщивший весь его творческий путь.

Творчество Бранкузи вошло в сокровищницу художественного опыта 20 века. Затворник по натуре, скульптор не имел учеников или прямых последователей, однако его самобытность и смелые искания во многом определили облик современной скульптуры. Произведения мастера хранятся во всех ведущих музеях мира, особенно много их в Париже и в США.

Энциклопедия Кольера

БРАНКУЗИ Константин (БРЫНКУШИ), (Brancusi, Constantin)

(1876-1957), румынский скульптор, родился в селе Хобица в Румынии в 1876. После обучения в художественных школах в Крайове и Бухаресте уехал в Париж и в 1904 поступил в Школу изящных искусств, которую вскоре покинул по совету Родена. Через несколько лет, неудовлетворенный реалистическими методами трактовки формы, Бранкузи разбил свою скульптурную группу Переход через Черное море и начал работать над созданием собственного оригинального стиля скульптурной абстракции. Он был одним из первых, кто начал двигаться в этом направлении. В произведениях Бранкузи в гораздо меньшей степени чувствуется влияние кубизма и других стилей живописной абстракции, чем в работах других скульпторов. Его творчество оказало значительное воздействие на развитие современной скульптуры. Бранкузи исключал из своих работ все реалистические детали, сокращая формы до простейшей геометрической сущности, какую только мог себе представить. Его интересовали ритмические повторения. Это чувствуется в таких работах, как Бесконечная колонна и статуи Адам и Ева. Бранкузи акцентировал фактуру использованных им скульптурных материалов, отдавая предпочтение гладко отполированным поверхностям камня и металла или шероховатости грубо отесанного, потрескавшегося дерева. Он часто усиливал фактурные эффекты контрастными противопоставлениями, например выставлял гладкую мраморную голову яйцевидной формы на подушке темного бархата или помещал отполированную до блеска металлическую или алебастровую рыбу на овальном зеркальном постаменте. Умер Бранкузи в Париже 16 марта 1957.

ЛИТЕРАТУРА

Григореску Д. Брынкуши и румынские корни его творчества. Бухарест, 1984

Полезные сервисы